Глава 2. Обзор развития предпринимательства 27
выбор: что, кому, где и по какой цене
производить и продавать, а
для потребителя — что, где, у кого и по какой цене покупать. Это
ум соответствуют равноправные отношения предпринимателя и
потребителя товаров, конкуренция между предпринимателями в
борьбе за кошелек потребителя, свобода выбора рабочим места
работы и условий труда.
Таким образом, в центре рыночной экономики
оказываются
человек-потребитель и производитель товаров с его интересами, а
главной ее задачей становится наилучшее удовлетворение потреб
Настей человека. Свидетельством успешности такого удовлетво
рения и является получение прибыли предпринимателем. Следо
нательно, прибыль не только стимул для предпринимателя (о чем
уже говорилось), но и важнейший показатель успешности его Дея
стельности в интересах человека и общества.
Сферой рыночной деятельности предпринимателя
становится
как создание товаров и услуг, так и их реализация, прежде всего —
торговля. Предпринимательство охватывает и такие области жиз
венного цикла товаров, как исследование и проектирование, не
обходимое для их создания, транспортировка, эксплуатация и по
теребление, восстановление и утилизация.
Понятие «предпринимательство» все более
обретает современ
ный смысл. Уже в толковом словаре В. Даля (1863—1866 гг.) напив
сана: «Предпринимать означает затевать, решать, исполнять кА
кое-либо новое дело, приступить к совершению чего-либо знача
тельного»; предприимчивый означает — «склонный, способный к
предприятиям, крупным оборотам, смелый, решительный, отважу
ней на деле этого рода». С этого периода предпринимательство не
разрывно связывается с наличием и использованием капитала, а
предприниматель отождествляется с капиталистом.
Мощный толчок развитию предпринимательства
дала про
умышленная революция XVIII в., знаменовавшая переход к круп
нам предприятиям. Вместо ремесленника, мастера-виртуоза цен
тральной фигурой стал наемный рабочий, часто не имеющий до
статочной квалификации. Английская политическая экономия в
лице А. Смита и Д. Риккардо уделяла значительное внимание во
просам управления в новых условиях:
фабричному разделению
труда, организации производственного контроля и т. д.
Большой интерес к управлению трудом людей на
капитали
стоической фабрике проявляли социалисты-утописты, в частности
Роберт Оуэн. Он обращал особое внимание на то, что мы сегодня
называем «человеческим фактором». Оуэн не ограничивался час
той теорией. В начале XIX в. на своей текстильной фабрике он
провел смелый эксперимент, в ходе которого на предприятии