1985 г., но финансового переворота не получилось, и Баффетт её закрыл. Такой
баланс между краткосрочными результатами и долгосрочными перспективами
осуществить нелегко, но разумно. Один из уроков гласит: избегайте компаний без
благоприятных и длительных экономических и конкурентных характеристик.
Иногда конфликт интересов руководства и акционеров принимает очень тонкую,
практически незаметную форму. Возьмём, к примеру, благотворительность. В
большинстве крупных корпораций руководство выделяет часть корпоративной прибыли
на благотворительные цели. Благотворительные учреждения выбирает руководство, а
причины выбора часто не связаны ни с корпоративными интересами, ни с интересами
акционеров. Законы большинства штатов позволяют руководству принимать такие решения
при условии, что совокупные годовые пожертвования совершаются в разумных
пределах, обычно не более 10% от чистой годовой прибыли.
Berkshire пошла другим путём. Акционеры определяют, в какие
благотворительные организации пожертвует корпорация. Практически все акционеры
участвуют в распределении миллионов долларов в год в благотворительные
организации по их выбору. Это творческий и практический ответ напряжению,
лежащему в основе взаимоотношений руководства и акционеров. Удивительно, почему
другие американские корпорации не следуют данной модели корпоративного
распределения пожертвований. Частично причины могут крыться в недостаточной
ориентации на долгосрочное владение, которая характерна для акционеров многих
американских корпораций. Если это так, то вот она цена краткосрочности
менталитета американского инвестиционного сообщества.
Проект уравнивания интересов руководства и акционеров путём предоставления
руководителям фондовых опционов был не только переоценён, но и слегка прикрыл
более глубокое разделение интересов, вызванное этими опционами. Многие
корпорации платят своим руководителям фондовыми опционами, стоимость которых
растёт только за счёт сохранения прибыли, но не выгодного распределения
капитала. Однако, как объясняет Баффетт, просто удерживая и реинвестируя
прибыль, руководители могут сообщать о ежегодном увеличении прибыли, не
прикладывая особые усилия для действительного повышения доходов от капитала.
Таким образом,