Конечно, такому подходу не обучают в большинстве школ бизнеса. Наоборот, все
вышеперечисленное занимает важное место в учебных планах по предмету «финансы».
Нам же кажется, что будущим инвесторам необходимо тщательно изучить лишь два
курса — «как правильно оценить деятельность компании» и «как относиться к
рыночным ценам».
Ваша задача как инвестора заключается в том, чтобы по разумной цене
приобрести долю компании, чья экономическая деятельность вам вполне понятна и
чьи доходы будут существенно увеличиваться через 5, 10 и 20 лет. Спустя
некоторое время вам удастся найти лишь несколько компаний, отвечающих этим
стандартам. Поэтому когда вы увидите одну из них, лучше сразу приобрести
значительное количество активов. И не поддавайтесь искушению отступиться от своих
принципов. Если вы не собираетесь оставаться владельцем акций в течение десяти
лет, нет смысла приобретать её даже на десять минут. Если в своём
инвестиционном портфеле вы соберёте активы компаний, чей совокупный доход будет
неизменно расти в течение нескольких лет, то соответственно будет расти и
рыночная стоимость вашего портфеля.
Именно этот подход принёс прибыль акционерам Berkshire, хотя редко кто
отдаёт себе в этом отчёт. За несколько лет наша прибыль выросла в разы и
соответственно повысилась цена акций. Если бы не было увеличения прибыли, то
стоимость компании Berkshire мало бы изменилась.
Несколько компаний, в которые мы инвестировали значительные средства, в
прошлом году показали неутешительные результаты. Тем не менее мы верим, что их
конкурентные преимущества со временем восстановятся. Мы с Чарли не всегда можем
точно установить, присущ ли компании этот отличительный признак, необходимый
для гарантированно хороших долгосрочных результатов инвестиционной
деятельности. Но чаще всего нам всё-таки удаётся это сделать с высокой степенью
уверенности. Кстати, это объясняет, почему мы не приобретаем акции
высокотехнологичных компаний, хотя мы разделяем мнение о том, что наше общество
преобразится под влиянием их продукции и услуг. Наша проблема заключается в
том, что мы не можем определить, какое предприятие из сферы