трудности для авиаперевозчиков, которые возникают из-за существующих высоких
издержек (которые трудно снизить). В прежние годы эти болезненные для баланса
издержки вызывали мало проблем. Но тогда авиалинии были защищены
правительственным регулированием от конкуренции, и перевозчики могли переварить
высокие издержки, поскольку всегда можно было переложить их на тарифы, которые
тоже были высоки.
Но эпоха регулирования завершилась, и это не сразу изменило картину в
отрасли: возможности авиаперевозчиков, имевших низкие издержки, были
несопоставимы с возможностями крупных компаний, которые обычно могли удерживать
существующую структуру тарифов на перевозки. Эти хронические болезни оставались
внешне невидимыми в течение этого периода, но продолжали давать метастазы.
Расходы, которые казались неприемлемыми, оказались неотделимыми от структуры и
работы компании.
По мере роста числа пассажирских мест у недорогих операторов низкие тарифы
вынудили прежние дорогостоящие авиакомпании снизить свои тарифы. Срок расплаты
для этих компаний мог быть отложен на некоторое время благодаря вливанию
капитала (как, например, нашего капитала в USAir), но со временем в действие
вступает фундаментальное правило экономики: компания, работающая на
нерегулируемом потребительском рынке, обязана сокращать свои издержки до
конкурентного уровня или же она покидает рынок. Этот принцип должен быть
известен председателю вашей компании, но я его упустил из виду.
Соф Шофильд, тогдашний генеральный директор USAir, продолжал старательно
работать над исторически высокими издержками компании, но не смог сократить их
вовремя. Частично это было вызвано тем, что ему приходилось охотиться за
«движущейся мишенью». Дело в том, что некоторые авиаперевозчики имели
обременительные договорённости с профсоюзами, а другие перевозчики после
процедур банкротства начинали с «чистого листа». (По этому поводу хорошо
высказался Герберт Келлехер, генеральный директор Southwest Airlines: «Суд по
делу о банкротстве для авиакомпаний оказался оздоровительным курортом».) Ни для
кого не секрет, что работники авиалиний, которые получают жалованье выше
рыночного уровня, будут до конца сопротивляться снижению