Berkshire, The Washington Post, Cap Cities и др., или они идут на благо
клиентов в виде снижения цен? Это очень важный вопрос для инвесторов,
руководителей и тех, кто занимается разработкой политики компании. Наш вывод
таков: в некоторых случаях выигрыш на налогах идёт исключительно, или почти
исключительно, самой компании и акционерам, в других — эта выгода полностью,
или почти полностью, идёт на благо клиентов. Всё зависит от того, насколько
сильна торговая марка компании, и от того, регулируется ли прибыльность этой
марки.
Например, если торговая марка приносит хорошую прибыль, а прибыль после
уплаты налогов регламентируется с достаточной точностью, как в случае с
электроэнергетическими компаниями, изменение ставок налога на корпорации
отразится в большинстве случаев на ценах, а не на уровне прибыли. При
уменьшении налоговой ставки цены падают. Когда ставка увеличивается, цены
растут, но не всегда сразу.
Подобный результат можно наблюдать в другой сфере деловой активности — в
отраслях с ценовой конкуренцией, где прибыльность торговой марки компании, как
правило, не очень высока. В таких отраслях свободный рынок «регулирует» доход
после уплаты налогов, порой с задержками и неравномерно, но достаточно
эффективно. Рынок, в сущности, выполняет ту же функцию по отношению к отраслям
с ценовой конкуренцией, что и Комиссия по коммунальным предприятиям к
электроэнергетическим компаниям. В таких отраслях изменение налоговых ставок
прежде всего отражается на ценах, а не на уровне прибыли.
В случае с компаниями, деятельность которых так не регулируется, чьи
торговые марки достаточно прибыльны, ситуация тем не менее складывается иначе:
компания и её акционеры являются основными «получателями» результатов
уменьшения налогов. Эти компании получают выгоду от снижения налоговых ставок,
как получила бы электроэнергетическая компания, не имей она другого способа
снижать цены.
Многие из наших предприятий, принадлежащих нам полностью или частично,
владеют такими торговыми марками. Следовательно, прибыль, возникшая в результате
уменьшения налогов, большей частью осядет в наших карманах, а не в карманах
наших клиентов. Возможно, не совсем тактично заявлять подобное, но отрицать это
бессмысленно. Если вы считаете