ведь он работал по франшизам "Бена Франклина". Но еще мы знали,
что Сэм не из тех, кому можно предъявлять ультиматумы".
Честно говоря, тот первый "Уол-Март" в Роджере был совсем не таким
уж замечательным. Выручка у нас была миллион долларов в год, намного больше,
чем в большинстве наших универсальных магазинов, которые наторговывали в год от
200 000 до 300 000 долларов. Но если упомянуть о том, что магазин подобного
типа в Сент Роберте, в этом военном городке, продавал товара на 2 миллиона в
год... Открыв магазин в Роджере, мы целых два года не высовывались и сидели
там, затаив дыхание. После чего разместили свои магазины в Спрингдейле, городке
покрупнее вблизи от Роджера, а также в Гаррисоне, городке поменьше. Здесь,
конечно, следует позволить Дэйвиду Гласу поведать нам свою сейчас уже
знаменитую историю о том, как он явился в Гаррисон, чтобы посмотреть, что это
за "Уол-Март" такой, и как он пришел в неописуемый ужас от этого
зрелища.
ДЭЙВИД ГЛАСС:
"В те дни начал распространяться слух, что у парня по имени Сэм Уолтон
есть кое-какие интересные соображения насчет розничной торговли, вот я и
приехал из Спрингфилда, где в то время работал с "Фрэнк Драг",
посмотреть на открытие "Уол-Март". Это оказался худший из розничных
магазинов, в каких мне только доводилось бывать. Сэм привез парочку грузовиков
арбузов и выгрузил их прямо на тротуар. На стоянке у него была ослиная упряжка.
Жара стояла страшная, арбузы начали громко лопаться, ну а осел поступил по^ослиному,
а как же иначе. В общем, там была такая каша, ее разнесли по всей парковочной
площадке. И в магазине весь пол тоже был этим месивом запачкан. Сэм был
симпатягой, но я сбросил его со счетов. Все это было просто ужасно".
Полагаю, что дела действительно обстояли так неприглядно, как рассказывает
Дэйвид. Дело в том, что его угораздило явиться в самый неудачный изо всех дней.
Магазин был площадью всего в 12 000 квадратных футов, высотой -- в 8 футов, пол
там был бетонный, а стеллажи -- самые простые, из некрашеных досок. А магазин
фирмы "Стерлинг" в деловом центре Гаррисона был очень большим, с
выложенным плиткой полом, красивыми светильниками, добротным торговым
оборудованием и отличной выкладкой товара. Наш же был оборудован наспех, было
там, конечно же, ужасно некрасиво, везде навален товар, зато вот цены были на
20 процентов ниже, чем у конкурентов. Мы пытались выяснить, станут ли
покупатели в городке с шеститысячным населением приходить в наш, чего уж там
скрывать, сарай, и покупать тот же товар, что есть у конкурентов, только из-за
его цены. Ответ был положительным. Покупателям это пришлось по душе. Сейчас у
нас в Гарри-соне магазин площадью в 90 000 квадратных футов. А вот неподалеку
от Гаррисона, в Спрингдейле, мы пытались выяснить кое-что другое, а именно:
привлечет ли покупателей более крупного города большой, красиво оформленный
магазин? Там мы открыли "Уол-Март" площадью в 35 000 квадратных
футов, и вскоре он вышел на первое место по уровню продаж среди всех наших
магазинов. Чтобы дать Вам представление о том, как изменилась вся концепция с
течением времени, скажу, что мы не так давно открыли гигантский, площадью в 185
000 кв. футов магазин в Спрингдейле, а наш магазин в Роджере занимает сейчас
помещение в 135 000 кв. футов (по сравнению с 18 000 кв. футов в самом первом
нашем здесь магазине).
Вполне возможно, зрелище, так оттолкнувшее в тот день Дэйвида Гласса,
лицезрели еще очень многие, однако меня это ничуть не смущало. Когда мы открыли
эти три первых магазина, я знал, что дела у нас пойдут отлично.
"Уол-Март" сразу же начал набирать обороты, а мы видели перед
собой прекрасные перспективы и осознавали, что потенциал наш весьма велик.
Однако теперь уже и "Гиббон", и прочие фирмы начали поглядывать на
мелкие городки и говорить: "Так-так, а может, здесь есть кое-что, что и
нам не грех было бы